Стоит ли говорить правду на собеседовании?

Сейчас рекрутеры все чаще задают нестандартные вопросы на собеседовании (и я не исключение).

Многие соискатели боятся таких вопросов. Особенно, когда они не знают ответа на эти вопросы или никогда об этом не задумывались.

Часто менеджеры по подбору задают прозрачные вопросы, то есть правильный ответ уже подразумевается в этом вопросе и рекрутер ждет, какой вы ответ дадите, правильный или честный (Например, «Как вы относитесь к обеденному перерыву в 45 минут, а не в час?», или «Как вы относитесь к открытому офисному пространству?»).

И здесь каждый человек находится в очень неловком положении, с одной стороны, вам нужна работа, а с другой стороны – вам и часа на обед бывает мало, или вы любите уютные спокойные кабинеты и терпеть не можете открытые шумные пространства.

Для того, чтобы воспроизвести правильное впечатление на работодателя, провести грань между ложью и недоговоренностью, воспользуйтесь этими рекомендациями.

  1. Будьте осторожны с честным ответом.

Помните, что вы никогда не знаете точно, какой ответ хочет услышать от вас рекрутер.

Большинство предпочтет прямой и честный рассказ об основных  своих промахах и недостатках. Разумеется, работодатель ищет сотрудника с определенными качествами и опытом, но еще они хотят убедиться, что перед ними — настоящий человек, а не робот.

Более того, нет ни одного человека, который не допускал никогда ошибок. Поэтому этот вопрос также является проверочным вашей честности и правдивости. И если вы обманите на этом вопросе, значит, и остальные ваши ответы будут автоматически под сомнением.

Если вас просят рассказать о допущенной вами ошибке, не стоит ничего утаивать. Расскажите о своем промахе и о том, чему вам удалось научиться в результате.

Говорите правду, даже если вам кажется, что этот ответ не соответствует ожиданиям собеседника. Возможно, именно он поможет вам получить новую работу.

 

  1. Честный ответ в выгодном свете.

В некоторых случаях даже честный ответ позволяет выставить себя в выгодном свете.

Например, вас спрашивают о том, как вы справляетесь со стрессом. Честный ответ звучит так: «Стресс заставляет меня рыдать и огрызаться на всех, кто осмеливается подойти ко мне поближе».

Вряд ли такая формулировка удовлетворит собеседника, однако вы можете изменить фразу, сделав акцент на том, что вы стараетесь измениться.

«В критических ситуациях я испытываю сильное эмоциональное напряжение. Для того, чтобы с ним справиться, я разбиваю основную задачу на более мелкие и сосредотачиваюсь на одном аспекте. Это помогает мне эффективно справляться со стрессом и выполнять задания точно в срок».

  1. Задавайте наводящие вопросы.

Если вы считаете, что знаете «правильный» ответ, вы можете загнать себя в угол, ограничиваясь лишь «черным» и «белым». Задавая наводящие вопросы, вы сможете ответить честно, не выставляя себя в невыгодном свете.

Рассмотрим пример с открытым офисным пространством. Если вы не хотите постоянно работать лицом к лицу с коллегами, вы можете сказать: «Мне нравится открытый офис, и при этом, если мне действительно необходимо сосредоточиться, я предпочитаю работать в тихом месте, где никто мне не мешает. Я вижу здесь открытое офисное пространство. Здесь есть дополнительные кабинеты, в которых можно поработать, не отвлекаясь?»

Это честный ответ, но вы проявляете гибкость и, что еще более важно, примеряете на себя роль в коллективе, чтобы выяснить, насколько она вам подходит. Представитель компании оценивает вас, но и вы оцениваете компанию и возможности, которые она предоставляет. Для того, чтобы получать удовольствие от работы в будущем, не стоит пытаться всем угодить. Ищите то, что вам действительно подходит. Это приводит нас к следующему пункту:

  1. Подготовьтесь заранее к препятствиям в найме

Вы должны знать, какие факторы могут повлечь за собой отказ. Если вопрос не затрагивает их, не пытайтесь ответить так, чтобы понравиться собеседнику.

Например, если вы не хотите напрямую общаться с клиентами, а собеседник предлагает обсудить воображаемую ситуацию, в которой вам звонит разгневанный потребитель, скорее всего, должность, на которую вы претендуете, вам не подходит.

Предположим, не умеете справляться со стрессом, но работаете над этим. Кроме того, вы знаете, что для успешной работы в самых перспективных должностях невысокий уровень стресса может быть даже полезен. В этом случае честный ответ необязательно приведет к категоричному отказу, и его стоит сформулировать так, чтобы понравиться собеседнику.

Все мы стремимся угодить человеку, от которого зависит наша карьера, но при этом хотим получить работу, которая будет приносить истинное наслаждение. Поддерживайте разумный баланс и старайтесь не лгать.